/files/00548/img/1616532571_49-p-fon-zima-59.jpg

Растим маленького патриота

Нужно ли воспитывать патриотизм в детях?

Говоря о воспитании патриотизма, стоит задуматься над тем, каким человеком Вы бы хотели видеть своего ребенка в будущем. Несомненно, вы ожидаете от ребенка проявления уважения и заботы к себе и близким людям, умения отличать хорошее от плохого, добро от зла, стремления приумножать, беречь, ценить блага, любви к своему дому, улице, городу, где родился и живешь. Именно это и есть проявление качеств и чувств человека как патриота и гражданина Родины. И наша задача научить всему этому ребенка с самого детства.

Проявление чувства любви к своей семье, природе, друзьям – это и есть появление патриотизма?

Уже в 3 года малышу жизненно необходимы примеры для подражания, на основе которых будет формироваться его уверенность в себе, гордость за близких и чувство своей причастности к ним (из семейной жизни с мамой и папой, наблюдений за другими людьми, природой, прослушанных историй и др.). Патриотические чувства детей этого возраста проявляются и через любовь к природе, эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. На заметку родителям трехлетнего ребенка!!!

Любовь к природе в этом возрасте является проявлением патриотизма у ребенка. Однако, не стоит ожидать от малыша проявления любви к животным, сразу через бережное отношение к ним. Малыш не задумывается, что от большого желания «пожалеть», может навредить животному, причинить боль (крепко обнимая, гладя животное против шерсти, туго сжимая части тела в руках). Важно, понимать, что воспитание любви к животным у ребенка 3-х лет – это воспитание желания и опыта бережного отношения к ним. Выражается оно в элементарной заботе и в доступных поручениях по уходу за животными. 

В 4-5 лет ребенку важны не только мать и отец, но и информация о том, кем были его бабушка и дедушка, кто он, где родился и живет. В среднем дошкольном возрасте ребенок активно познает мир природы человека и патриотические чувства формируются через воспитание у него моральных чувств и поведения. 

Общественная жизнь четырехлетнего ребенка в основном протекает в том микрорайоне, где вы проживаете – часто этим она и ограничивается. Знакомство ребенка с достопримечательностями города, особенностями других микрорайонов научит обращать внимание на особенности строений, внешний вид зданий на улицах города, замечать красоту и уникальность места, где он живет. Постепенно дети начнут понимать, что они жители вашего города (поселка) и будут гордиться этим, а также стремиться, что-то сделать, чтобы город был красивым и чистым. Именно так проявляется гордость за свою малую родину, воспитывается желание сделать её лучше. На заметку родителям четырехлетнего ребенка!!!

Осознание ребенком того, что в городе много улиц и каждая имеет свое название, а у каждого дома свой номер будет способствовать запоминанию домашнего адреса.

В 5-6 лет патриотические чувства могут проявляться через познавательное отношение к миру, развитие основ экологической культуры, уважительное отношение к другим культурам. В этом возрасте дети проявляют интерес к истории своей страны, к государственным символам, людям разных национальностей.

Рекомендации для родителей, стремящихся воспитать ребенка достойным человеком и гражданином

Постарайтесь позитивно отзываться о стране, в которой живете, о ее достижениях, знаменитых в истории людях, событиях. 

Положительный эффект в формировании патриотических чувств и нравственных качеств личности ребенка будут иметь совместные просмотры передач, кинофильмов, фото и видео спортивных и культурных мероприятий, рассказывающих о людях, прославивших страну. Обсуждая с ребенком содержание просмотренного, позитивно оценивайте вклад соотечественников в жизнь общества. 

Познакомьте ребенка с памятными и историческими достопримечательностями города и государства. Рассказывайте ребенку о предках и об испытаниях, из которых они вышли с честью. Это могут быть рассказы о прадедушках, прабабушках – ветеранах Великой Отечественной войны, родственниках – участниках ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, а также о ветеранах труда и их достижениях во благо Родины.

Поддерживайте у ребенка активность, инициативу, стремление показать себя с позитивной стороны. Используйте позитивные подкрепления инициативных действий в разных видах деятельности: «Ты очень постарался», «Ты молодец, у тебя все получилось», «Хорошая работа!». Старайтесь меньше использовать слова и выражения, ограничивающие инициативу «Зачем тебе это надо!», «Тише едешь, дальше будешь!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д..

Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, защитников Родины, прославивших страну своими достижениями. Это могут быть встречи с ветеранами войны и труда, представителями военных и мирных профессий, культуры и искусства, спортсменами. 

Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром. Используйте проводимые культурные и общественные мероприятия по случаю государственных праздников для совместного семейного досуга. 

Принимайте с ребенком участие в общественных акциях «Мой Минск – моя столица», «Открытка ветерану к Дню победы», «Посади дерево – сделай город чище». Участие в таких мероприятиях формирует у ребенка умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ранее не знакомыми; принимать ответственность, адекватно оценивать свой вклад в общий результат, гордиться причастностью к стране, государству.

 

Воспитание патриотических чувств в семье

Первые примеры патриотизма ребенок получает в семье. История семьи, ее традиции, отношения между мамой и папой, бабушкой и дедушкой являются благодатной почвой для осознания ребенком себя как члена семейного сообщества с присущими ему нормами и правилами поведения. Для каждой семьи важным является воспитание у ребенка любви и заботы о родителях и близких, уважения и гордости за своих предков, интереса к познанию родословной своей семьи. Не менее значимым в семейном воспитании является формирование у ребенка положительных нравственных качеств будущего семьянина: трудолюбия, честности, доброты, скромности.

Подсказка для родителей

Понаблюдайте за сюжетными играми ребенка, в которых он принимает на себя роль папы или мамы. В контексте сюжета игры попросите его уложить куклу, мишку, зайку спать, накормить, одеть на прогулку. Создайте игровую ситуацию болезни куклы или прихода с ней в магазин, в гости, в театр. Как в зеркале, в игре ребенка отразятся жесты, мимика, интонация, повторяющие вас и ваши взаимоотношения в семье. Вы убедитесь, насколько у девочки развиты умения утешать, быть ласковой, женственной, а у мальчика – желание брать на себя тяжелую работу, помогать в трудную минуту, заботиться о ближних, быть сильным и смелым. Проявление таких умений как любить, сострадать, сопереживать являются показателями нравственных качеств личности ребенка не зависимо от пола.

Рекомендации для совместного проведения времени и бесед с детьми

Рассматривая с ребенком семейные фотографии, старайтесь характеризовать членов семьи по роду их деятельности, профессии, личностным качествам, интересным событиям из жизни каждого в отдельности. Однако каждых совместный просмотр завершайте информацией и примерами заботливого, уважительного отношения между всеми членами семьи – это позволит ребенку чувствовать свою принадлежность к семье, роду, ценить и беречь родственные связи.

Составление родословной семьи с ребенком воспитывает у него уважение к старшим поколениям, семейным традициям, гордость за предков, которые трудились во благо семьи и Родины, с честью преодолевали выпавшие им трудности.

Расскажите ребенку, какую пользу приносит ваш труд, ваша профессия семье, людям, стране. Старайтесь положительно отзываться о вашей работе и результатах труда. Обращайте внимание на такие нравственные качества как ответственность, внимание, выносливость, образованность, умения общаться с другими людьми, которые необходимы для достижения высоких результатов. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда или приведите примеры значимости вашей работы для общества. Обсудите с ребенком и последствия некачественно выполненной работы или отсутствия работы, как для семьи, так и страны в целом.

С раннего детства приучайте ребенка выполнять элементарные обязанности в семье. Давайте ему поручения сервировки стола к семейному обеду, наведению порядка в своем игровом уголке, комнате, уборке квартиры к приходу членов семьи с работы. Проявление аккуратности и заботы о своем здоровье достигается через формирование навыков самообслуживания. Чем старше становится ребенок, тем больше передайте ему ответственность за чистоту своей одежды, обуви (также он может помогать и другим членам семьи). Забота ребенка о домашних питомцах также приучает его к трудолюбию, ответственности за жизнь и здоровье ближнего.

Ручной труд (изготовление поделок, подарков для членов семьи своими руками, украшение дома к дню рождения мамы и др.) воспитывает у ребенка терпение, выносливость, развивает фантазию, творчество. Вместе с ребенком попробуйте смастерить куклу или оберег, раскрасить народную игрушку – это условие как патриотического, так и эстетического воспитания в семье.

 

Воспитываем любовь к Родине

«С чего начинается Родина?» – слова известной песни, в которой каждый взрослый находит свой ответ на этот вопрос. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, интерес и уважение к языку, культуре, традициям входят в понятие «любить свою Родину».

С чего начинается воспитание маленького патриота своей Родины?

Теплые и радостные воспоминания всегда связаны с маленьким поселком, деревней или большим городом, где человек родился, вырос, провел первые годы своей жизни. Желание возвращаться на малую родину, гордиться названием, природой, людьми, беречь и приумножать красоту этого места и есть проявление патриотических чувств.

Воспитание маленького патриота также начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Основы национального самосознания, нравственно-патриотические качества у ребенка проявляются через знания природных, культурных, социальных особенностей родного города или поселка, положительное эмоциональное отношение к его знаменитым жителям, достопримечательностями, символами, традициям и праздникам.

На заметку родителям

Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что изменилось на нашей улице?», «Назови предметы, которыми украшен город, поселок к празднику?». Это развивает у ребенка наблюдательность, вызывает интерес к познанию ближайшего окружения, воспитывает модель правильного морального отношения к результатам труда других людей на общее благо.

Во время прогулок рассказывайте о значении объектов на вашей улице, общественных учреждениях города, о истории создания памятников героям Великой Отечественной войны и в честь людей, прославивших город своим трудом. Вместе с ребенком дома, после прогулок, рисуйте, лепите, конструируйте на тему «Будущее моего города», «Мой город и Я» – это поможет увидеть и понять уникальность родного города. Участие в акциях по благоустройству и озеленению «Посади дерево», «Лучший ландшафтный дизайн двора», мероприятиях по уборке своего двора, улицы научит ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей, вызовет желание преобразования и сохранения красоты родного города.

Интерес ребенка к истории семьи и малой родины, связь поколений поддерживается и тогда, когда вы делитель с ребенком воспоминаниями о тех местах, событиях, друзьях, которые связаны с вашей «малой родиной», читаете народные сказки, произведения художественной литературы и фольклора, играете с ним в игры вашего детства.

Вспоминаем игры наших бабушек и дедушек

Игра «Звонарь». Эта игра очень весёлая и интересна тем, что одному игроку – «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он не мог задерживать звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком. Правило: поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные, при смене «звонаря», отдыхают от игры с развязанными глазами.

Игра «Краски». Участники игры выбирают продавца и двух покупателей. Остальные игроки придумывают себе цвет и тихо называют его продавцу. После этого продавец приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит в дверь: 

  • Тук, тук!
  • Кто там?
  • Покупатель.
  • Зачем пришёл?
  • За краской. – За какой? 
  • За голубой.

Если голубой краски нет, продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если же покупатель угадал цвет краски, то забирает её себе. Приходит второй покупатель, и разговор с продавцом повторяется. Так покупатели по очереди подходят и выбирают краски. Выигрывает покупатель, купивший больше красок. Он становится продавцом.

Игра «Секретики». Нужно собрать всё «самое ценное»: золотинки, фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно разложить в земле и накрыть стёклышком. Всё это делается тайно. О «секретике» можно рассказать только самым верным друзьям.

Игра «Классики». Количество играющих не ограничивается. На земле рисуют и нумеруют квадраты разной конфигурации. Играющий кидает стеклышко или камушек на первый квадратик и прыгает с первого по десятый, а возвращаясь, должен взять стеклышко или камушек

Поддубская Н.О., Василенко О.Н. Рекомендации для родителей по социально-нравственному и личностному развитию детей раннего и дошкольного возраста в различных видах деятельности 

 

свернуть